Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
MENU
Главная » Статьи » Мои педагогические работы

Межпредметные связи как метод повышения познавательной активности школьников

Если мы посмотрим на ПО, которым мы пользуемся, то увидим, что  Российского ПО мало и оно не непопулярно. Как вы думаете почему? В 2016 году не так много выпускников выбрали информатику в качестве ЕГЭ, всего 7%, это примерно 55 тысяч учеников. Да, к сожалению, информатика не столь популярна в нашей стране. Государство стремится перебороть эту ситуацию. Был создан Реестр ПО, в школах проводят акцию «#час кода», призванную популяризировать информационные технологии. По моему мнению, все дело в мотивации детей и их родителей. Нередко дети еще с 5 класса решают для себя (или за них решают родители),  с какой специальностью связать свою жизнь, что ведет к выбору предметов и выставлению приоритетов в их изучении.

Старший школьный возраст характеризуется большой избирательностью интересов обучающихся, связанных с выбором профессии, а не с интересом к учебному предмету, как у подростков. Избирательность интереса к одному предмету, даже оправданная выбором будущей профессии, зачастую приводит к снижению интереса ко всем другим предметам.

 

За счет чего можно повысить познавательный интерес детей, которые, как показала практика, уже выбрали для себя приоритетные предметы  (проблемный вопрос)?

 

Повышение познавательной мотивации возможно за счет отбора и составления задач межпредметного характера. С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Жан Жак Руссо, Песталоцци , Л.Н. Толстой  , а также прогрессивные педагоги различных эпох – Ян Амос Коменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Н.К. Крупская  подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания. 

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Урок с межпредметными связями – это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы или целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

В ходе подготовки к уроку мы все понимаем, что нужно выстроить эту связь и что нужно в начале провести подготовительный этап, обеспечивающий  общую ориентацию обучающихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе.

На II этапе  в соответствии с разработанным учителем совместно с обучающимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы.

Проблема появляется в самом процессе построения урока и выборе методов и приемов достижения результата. На основе своего педагогического опыта, будучи преподавателем точной науки, я постарался создать алгоритм построения межпредметных связей на уроках. Хочу его вам представить.

 

Алгоритм построения межпредметных связей

1.Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений.

А) структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и основных связеобразующих элементов в нашем предмете.

Б) анализ содержания тем других дисциплин учебного плана с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием изучаемой темы и выявление "опорных" межпредметных знаний. (Определяемся с предметом или предметами для связи)

2. Определение  типа урока, выбор  методов и приемов для реализации межпредметных связей.

3. Выстраивание межпредметных связей, составление хода урока.

4. Реализация задуманного.

Примечание: Выбор форм и методов работы зависит только от учителя, одни и те же формы и методы можно использовать на разных типах уроков и на разных этапах урока. Этапы алгоритма довольно условны. В практической работе этапы обучения обучающихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в организации работы учителей по реализации межпредметных связей, во-вторых, они позволяют судить о достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения обучающимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.

 

Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество совместно работающих детей. Вот и вам я предлагаю совместно поработать.

На примере темы «Диаграммы и графики. Наглядное представление о соотношении величин» давайте попробуем выстроить межпредметные связи по алгоритму. Тема относиться к курсу 7, 8 класса и является продолжением изучения раздела «Кодирование числовой информации» с использованием ЭТ.

Цели урока: Сформировать у обучающихся представления о назначении графиков и диаграмм; сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

  1. структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и основных связеобразующих элементов в нашем предмете.

Данная тема изучается в программном обеспечении ЭТ Эксель. По теме видно, что основными понятиями являются: диаграмма, график, величина. Урок должен иметь практическую часть, т.к. исп ЭТ.

 

  1. анализ содержания тем других дисциплин учебного плана с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием изучаемой темы и выявление "опорных" межпредметных знаний. Понятия диаграмма, график из математики, более того в ОГЭ по математике даже есть задание 18 на анализ диаграмм и графиков, ЕГЭ задание 2, понятие величина тоже, но она используется и в других дисциплинах: физика(скорость, масса), химия, география (высота, атм. давление).
  2. Определяемся с типом урока, методами и приемами реализации межпредметных связей.

Тип урока открытие новых знаний, какие методы вы бы использовали? И на каких этапах? Перечисляют.

  1. Выстраивание межпредметных связей, составление хода урока.
  2. Реализация задуманного.

 

Посмотрите, как просто и быстро по моему алгоритму мы с вами смогли построить словесную модель нашего урока!

Занимаясь межпредметными связями, сделал для себя вывод, что информатика может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе.

 

Алгоритм построения межпредметных связей

Категория: Мои педагогические работы | Добавил: Denis (14.03.2018)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar